Тридцать два года назад приехал в Тарусу из г. Фрунзе (ныне Бишкек) главный конструктор проекта СКБ КП ИКИ Эдуард Израилович Рожавский. Он – из команды тех «корифеев», что организовали работы в новом подразделении ИКИ, которому предстояло заниматься разработкой новой аппаратуры для космических исследований. Собственно, всё то, чем он занимался и раньше, во Фрунзенском ОКБ ИКИ АН СССР, где он также был главным конструктором проекта, теперь предстояло делать на тарусской земле.

Мало сказать, что Эдуард Израилович любит свою работу. Про таких, как он, людей говорят: работа – его жизнь. Кто такой главный конструктор проекта? Это человек, которого ни на минуту не покидает мысль о том, над чем он сейчас работает. Решение может прийти в любой момент: в берёзовой роще по пути домой, за утренним чаем, даже ночью…Главный конструктор не профессия – это образ жизни. Способ сосуществования с огромной Вселенной. Все уже к этому привыкли, и он сам просто не умеет жить иначе.

За те годы, что Эдуард Израилович работает в Тарусском СКБ, ему вместе с коллегами удалось внести определённый вклад в развитие космического приборостроения. Был разработан ряд приборов для исследования планеты Марс и её спутника Фобос, прибор для исследования рентгеновских излучений на станции «Мир». Тарусские космические приборостроители приняли участие в разработке сканирующего устройства в рамках совместного российско-французского проекта «Марс-Экспресс» для картографии Марса с орбитального аппарата, а именно разработали в рамках этого проекта сканер для спектрометра «Омега». Аппарат проработал на орбите «красной планеты», как иногда называют Марс, более 10 лет – это очень хороший результат для космических приборов. Благодаря снимкам, которые сделал аппарат, учёным удалось обнаружить на южном полюсе Марса большие запасы воды в замороженном состоянии, а в районе планеты под названием Aram Chaos – залежи окиси железа, иными словами – ржавчины.

Что из этого следует?

— А это пусть учёные думают, — улыбается Эдуард Израилович на мои пылкие предположения, что, раз есть вода, возможно, на Марсе когда-то была атмосфера, а там – кто знает? – может, и жизнь. – Может, и была, а может, нет. Учёным виднее. Наше дело – создать необходимые для этих открытий приборы, — говорит мой визави.

В начале 2000-х к СКБ КП ИКИ РАН обратилось ОАО «Российские космические системы» с просьбой разработать и изготовить высокоточные сканирующие приводы для многоспектральной сканирующей системы, делающейся по заказу Росгидромета и предназначенной для съёмки Земли с геостационарной орбиты. Каждые полчаса снимок передаётся в Гидромет для прогнозирования погоды. Заказ был успешно выполнен, эта аппаратура работает до настоящего времени на космическом спутнике «Электро Л1». В её разработке принимали участие главные конструкторы проекта Э.И. Рожавский и В.В. Летуновский, ведущие конструкторы А.М. Байдаков, А.А. Рожковский, А.К. Малков, инженеры-конструкторы О.Е. Байдакова, Т.А. Летуновская и другие инженеры и работники производственных подразделений. Зарубежная пресса отметила высокое качество снимков, полученных с космического аппарата «Электро Л1» — отличная оценка тарусским приборостроителям!

Сейчас эти работы продолжаются в рамках новых проектов «Электро Л №2» и «Электро Л №3». Поставлена задача по исследованию Арктики (очень актуальная на сегодняшний день задача!), поэтому орбита спутника будет изменена.

В целом направление дистанционного зондирования Земли очень перспективно. Работа эта началась в 1970-е годы, и с тех пор идёт по нарастающей, потому что имеет огромное прикладное значение. Трудно сказать, в какой отрасли не используются сегодня её результаты.

Эдуард Израилович Рожавский ведёт меня в святая святых – так называемую «чистую комнату», куда не зайдёшь без соблюдения целого списка правил и предосторожностей. Собственно, здесь и находятся «новорожденные» космические приборы. Отсюда, с маленького пятачка голубой планеты Земля под названием Таруса они завтра полетят в иные пространства и миры, чтобы утолить вечную жажду человечества к познанию.

— За что Вы любите свою работу, Эдуард Израилович?

— За что?.. Понимаете, работа у меня очень творческая и интересная. Я этой работой живу.

Галина ПЛУЩЕВСКАЯ.

«Октябрь», № 51-52 (12310-12311), 10 апреля 2015 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *